1. Государственный контроль и органы государственного надзора и контроля, за соблюдением трудового законодательства.
Трудовой кодекс РФ выделяет три способа защиты трудовых прав и законных интересов работников:
1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
3) самозащита работниками трудовых прав.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществляют:
1) органы федеральной инспекции труда;
2) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (внутриведомственный государственный контроль);
3) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ. Правовой статус данной инспекции определяется Трудовым кодексом РФ и Положением "О федеральной инспекции труда", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2001. № 78.
Структуру федеральной инспекции труда (ФИТ) можно представить следующим образом:
I. Главный государственный инспектор труда РФ (возглавляет ФИТ).
II. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда (руководитель департамента является заместителем главного государственного инспектора труда РФ).
III. В департаменте выделяют два отдела - по правовым вопросам и по охране труда (начальники отделов являются главными государственными инспекторами труда).
IV. В субъектах РФ, городах и районах - государственные инспекции труда (руководители этих инспекций являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории).
V. В государственных инспекциях труда выделяют два отдела - по правовым вопросам и по охране труда (их начальники являются главными государственными инспекторами труда соответствующих инспекций труда).
Выделяются следующие основные полномочия органов федеральной инспекции труда:
1) осуществляют государственных надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
3) рассматривают дела об административных правонарушениях;
4) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
5) принимают участие или проводят самостоятельно расследование несчастных случаев на производстве;
6) участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
7) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав и др.
Государственные инспекторы труда в пределах указанных полномочий органов федеральной инспекции труда наделяются следующими правами:
· беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проверки любые организации;
· запрашивать и безвозмездно получать от работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
· расследовать несчастные случаи на производстве;
· предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
· приостанавливать работу организаций, отдельных подразделений, оборудования при выявлении таких нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью людей;
· направлять в суды требования о ликвидации организаций вследствие нарушений требований охраны труда;
· отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний охраны труда;
· привлекать соответствующих виновных лиц к административной ответственности и др.
Кроме того, органы федеральной инспекции труда можно отнести к органам, рассматривающим трудовые споры. Так, государственный инспектор труда при выявлении нарушений трудового законодательства (по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица) имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель в свою очередь вправе обжаловать это предписание в суд в течение 10 дней с момента его получения.
Необходимо отметить, что трудовым законодательством предусмотрена возможность обжалования любых решений государственных инспекторов труда по подчиненности соответствующему руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора могут быть обжалованы в суд. Рассмотрение жалоб производится по правилам, предусмотренным ГПК РФ.