Приватизация жилья
- Подробности
- Опубликовано 18.06.2014 12:54
Приватизацией жилья называется бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Приватизация проводится только на добровольной основе, до 1 марта 2015 г. - безвозмездно.
Приватизировать можно жилое помещение, занимаемое на основании договора социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).
Не подлежат приватизации квартиры и комнаты:
- в общежитиях;
- в домах, находящихся в аварийном состоянии;
- в закрытых военных городках;
- служебные жилые помещения, за исключением некоторых находящихся в сельской местности.
В приватизации могут принять участие все проживающие в квартире, в том числе несовершеннолетние.
Приватизировать квартиру или комнату могут только граждане России, причем необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения могут быть переданы в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц (в том числе несовершеннолетних).
Приватизировать государственное жилье совершеннолетний гражданин имеет право только один раз. Ребенок, участвовавший в приватизации в возрасте до 18 лет, может приватизировать другое жилье еще раз после совершеннолетия.
Пример
Вопрос: человек получил от государства квартиру, прописал туда своего ребенка или супруга, затем выписался. Может ли прописанный в квартире родственник приватизировать жилье на себя?
Ответ: да, при условии соблюдения правила об однократности приватизации.
Помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние младше 14 лет, передаются им в собственность (приватизируются) по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе этих органов. В случае смерти родителей и в иных случаях утраты их попечения органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение 3 месяцев должны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним младше 14 лет оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или по инициативе таких органов. Договоры с несовершеннолетними старше 14 лет оформляются ими самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. См. также раздел Семья и дети - Права детей.
В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 г., доли участников общей собственности, в том числе доля умершего, признаются равными.
Срок начала процедуры приватизации отсчитывается от даты подачи гражданином заявления с прилагаемым к нему пакетом документов. Заявление должно быть подписано всеми лицами, изъявившими свое согласие на осуществление приватизации. Оно должно быть рассмотрено соответствующей инстанцией в двухмесячный срок.
Необходимые документы
Вместе с заявлением, подписанным всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя, необходимо представить:
- документ, подтверждающий право этих граждан на пользование жилым помещением:
- копию ордера из ЖЭКа - для тех, кто по такому документу въехал в государственную квартиру;
- выписку из домовой книги, копию финансового лицевого счета и справку о проверке жилищных условий (для комнат);
- поэтажный план (кадастровый паспорт) и экспликацию жилья из БТИ (действуют в течение года со дня их получения);
- договор социального найма;
- документ органов опеки и попечительства (при необходимости).
Справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано, представляют сами регистрирующие органы.
Кроме того, необходимо представить:
- документы, удостоверяющие личность заявителя;
- документы, удостоверяющие личности других участников приватизации (достаточно нотариально заверенных копий);
- доверенность, удостоверяющую полномочия заявителя на представление интересов в сделке иных участников приватизации;
- свидетельство о браке (разводе) супругов.
Куда обратиться?
Документы должны быть представлены в жилотдел, комитет по управлению имуществом или иной уполномоченный в решении подобных вопросов орган власти или местного самоуправления, который в течение 2 месяцев рассматривает заявление и принимает по нему соответствующее решение.
Передачу жилых помещений в собственность граждан осуществляют:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные собственниками помещений;
- государственные или муниципальные унитарные предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;
- государственные или муниципальные учреждения, казенные предприятия, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача оформляется договором передачи между органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием или учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. Нотариального удостоверения договора передачи не требуется, государственная пошлина не взимается.
В договор передачи должны быть включены несовершеннолетние, имеющие право пользования помещением и проживающие совместно с лицом, которому помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно, но не утратившие права пользования жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права и внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с физических лиц взимается государственная пошлина в размере 1 000 руб.
По результатам всех проведенных операций на руках у гражданина остаются:
- свидетельство о праве собственности на жилое помещение;
- договор передачи жилого помещения в собственность гражданина.